|
|||||
ЗОЛОТАЯ ВЕТВЬ: ЖЕРТВЕННЫЙ КОРОЛЬ |
The Golden Bough 金枝篇 |
||||
Хотя название этой книги и её автор ни разу не упоминаются героями «Эврики 7», ритуал Жертвенного Короля является существенной частью сюжета: в семье Новаков его воспроизводили на протяжении поколений.
Это человеческое жертвоприношение: сын убивал отца, и таким образом умиротворял планету. Титул передавался по наследству. Жертвенных королей отличала татуировка на правой руке. Ритуал начали исполнять после высадки на планету – он был прерван за пару десятков лет до начала главных событий. Сначала в семье Новаков появился второй ребёнок, своим рождением убивший мать. Трагическое событие восприняли как Знак: мальчика объявили следующим Жертвенным Королём, причём уже исполнившим «кровавую обязанность» . Но старший сын не смирился с таким положением вещей: сымитировав татуировку и раскрасив лицо, он убил отца ритуальным клинком. Вскоре после этого началось «землетрясение», было решено, что причиной стало нарушение обряда, и семью Новак лишили титула Жертвенных Королей. Но ритуал обрел новый облик: старший Новак по-прежнему желал быть единственным – подлинным – Жертвенным Королём, но уже не для того, чтобы «смирять гнев» планеты, а с целью очистить её от Скаб-Коралла, т.е. убить бога. |
|||||
ЗОЛОТАЯ ВЕТВЬ: ПАРА |
|||||
Главная идея «Золотой ветви» воплотилась в «паре»: кораллианина (порождение Скаб-Коралла/планеты/природы) и человека должны связать узы искренней любви, и только тогда появляется возможность спасти мир.
Эту книгу внимательно читают и перечитывают Дьюи и Холланд – люди, стремящиеся стать таким «партнёром» и спасителем, пусть даже через собственную гибель (к которой приравнивают слияние со Скаб-Кораллом). Однако Рентон эту книгу не читал и, вероятно, даже не имел представления об её содержании. Вполне закономерно, что именно этот парнишка и стал Жертвенным Королём и «парой» богини-посланницы – невозможно влюбиться и заставить любить «по книге». |
|||||
ЗОЛОТАЯ ВЕТВЬ: ПЕРВЫЙ ТОМ |
|||||
Книга Джеймса Джорджа Фрезера появляется в первом и четвёртом опенинге, Дьюи читает её в тюрьме, Холланд – у себя в каюте.
И у того, и у другого – первый (上) том, то есть тот самый, в котором описан ритуал леса Неми и где последовательно раскрываются принципы магии, позволяющие контролировать жизнь людей и богов. «Глава XI ОТНОШЕНИЕ ПОЛОВ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАСТИТЕЛЬНОСТЬ Из рассмотрения европейских весенних и летних праздников мы можем сделать вывод, что наши грубые предки персонифицировали силы растительного мира в виде существ мужского и женского пола и, в соответствии с принципом гомеопатической, или имитативной, магии, пытались ускорить рост деревьев и растений тем, что представляли свадьбу лесных божеств в образе Короля или Королевы Мая, Жениха и Невесты Троицы и т.д. Поэтому такого рода представления не были просто символическими и аллегорическими действиями […] Это были магические заклинания, направленные на то, чтобы заставить леса покрыться зеленью, траву – прорасти, посевы – подняться, цветы – распуститься». В первом томе также подробно рассмотрен культ богини Дианы и его проявление у разных народов – а также схожие системы обрядовых действий. От Дианы Фрэзер переходит к Жертвенному Королю и в главах XXIV-XXVII (Предание смерти божественного властителя. Временные цари. Принесение в жертву сына правителя. Наследование души) подробно объясняет значение и суть этого жертвоприношения. Глава XXVIII УМЕРЩВЛЕНИЕ ДУХА ДЕРЕВА […] Царь Леса в Неми рассматривался как воплощение духа дерева или духа растительности и что в этом качестве он, по мнению верующих, мог заставлять деревья плодоносить, хлеба колоситься и т.д. Верующие поэтому считали его жизнь чрезвычайно ценной: она, вероятно, была опутана системой тщательно разработанных предосторожностей или табу, подобных тем, с помощью которых жизнь богочеловека предохранялась от вредного воздействия демонов и колдунов у многих народов. […] Но как раз необычайная ценность, приписываемая жизни такого человека, и приводит к его насильственной смерти – единственному средству избежать неминуемого одряхления под бременем прожитых лет. Все это имеет прямое отношение к Царю Леса в Неми, которого предавали смерти, чтобы заключенный в нем божественный дух мог во всей полноте перейти к его преемнику. Закон диктовал Царю Леса сохранение этого звания до тех пор, пока не появлялся более сильный соперник. Но как только сила его священной жизни начинала идти на убыль, тот же закон обеспечивал передачу ее более подходящему преемнику. До тех пор, пока Царь Леса был способен себя защитить, считалось, что он еще достаточно крепок, а его поражение и смерть от руки противника доказывали, что он начинал слабеть и что пришло время его священной жизни переселиться в оболочку менее ветхую. В этом свете становится понятным обычай убийства Царя Леса его преемником. Во втором томе подробно рассматриваются ритуалы, связанные с увяданием и возрождением растительности – и с другой частью обряда: срывание со священного дуба Золотой Ветви. |
|||||
ЗОЛОТАЯ ВЕТВЬ: КНИГА И АВТОР |
|||||
Джеймс Джордж Фрэзер (Sir James George Frazer; 1854 - 1941) – английский антрополог, фольклорист и историк религии, представитель классической английской социальной антропологии, внёсший огромный вклад в изучение тотемизма, магии и трансформации религиозных верований на протяжении истории человечества.
В своём 12-томном фундаментальном труде «Золотая Ветвь» («The Golden Bough») он систематизировал фактический материал по первобытной магии, мифологии, тотемизму, анимизму, табу, религиозным верованиям, фольклору и обычаям разных народов. Первое издание «Золотой ветви» вышло в Лондоне в 1890 году в двух томах. Как указал сам автор, основной целью книги является объяснение любопытного правила, которое определяло порядок наследования должности жреца Дианы в Ариции. Название книга получила по картине Джозефа Тёрнера «Золотая ветвь», где изображена Священная Роща и Жертвенный Король. |
|||||
© E7solution ОБСУДИТЬ | |||||
|